Психологические установки: кто хороший, кто — плохой?

В современном варианте психоанализа – транзактном анализе, выделяют четыре главных человеческих установки отношения к себе и другим, которые потом определяют наше мировоззрение и поведение.

Человек «несет» их по жизни, как рыцарь – герб на щите, или как неформал – рисунок на футболке.

Вот они:

  1. Я плохой – ты хороший.
  2. Я плохой – ты плохой.
  3. Я хороший – ты плохой.
  4. Я хороший – ты хороший.

На втором-третьем году жизни ребенок выбирает одну из трех базовых установок и начинает строить в соответствии с ними свой жизненный сценарий.

Это зависти от наличия или отсутствия ласки и одобрения со стороны ближних.

0 2019-09-26 02:18:29

Ответов: 5

Интересное наблюдение, не задумывалась об этом, а ведь, действительно, так оно и есть, сейчас прокрутила в голове пару-другую знакомых и... заметила такую схему в их поведении. Ну и, конечно, глянула на самое себя. Какова моя установка? Ну во-первых, я прекрасно понимаю, что в каждом из нас намешано и хорошего и плохого вдоволь, этакая каша-малаша. Но... опираться то хочется все же на хорошее, нет никакого желания копаться в плохом. А потому, стараюсь прежде всего увидеть в каждом человеке что-то положительное, от этого и отталкиваться. Выбираю вариант - я хороший - ты хороший, и жизнь хороша и жить хорошо... А как иначе то?...))

Эти схемы очень упрощены, условны, чтобы люди сильно не заморачивались, рассуждая о человеческих отношениях.

Ведь как всё просто, когда "Я - хороший", а "Ты - плохой". Это развязывает мне руки и я со спокойной совестью могу тебя уничтожить, ведь плохому совсем не место в нашей хорошей жизни.

А вот, когда трудно так чётко разделить людей по категориям, и начинается непонимание, как жить в этом мире. Солдаты, прошедшие через реальные бои, понимали, что перед ними враги, то есть, "плохие", а значит их нужно уничтожить. Никто не задумывается в пылу сражений, что у этих "плохих" тоже есть любимые и любящие, дети... Что это тоже люди, слепленные всё из той же божественной глины.

Логичнее учить ребёнка не этим схемам, а тому, что он является маленькой частичкой этого огромного мира, в котором всё и все взаимосвязаны. Что, нанося вред "плохому", ты одновременно ранишь и себя. Но до всеобщего подобного воспитания ещё очень далеко, если это вообще не относится к разряду "утопия".

Знаете, систем и трактовок психоанализа довольно много и это при условии, что нужно забыть об остальных направлениях в психологии. На самом деле нет плохих и хороших, есть люди, их желания, цели. Но опять же, смотря с какой стороны посмотреть. Да и сам психоанализ часто критикуется.

Пока что-то отвечает эгоистическим интересам человека, это хорошо для него. Например что замочили всех супостатов шведов из Тевтонского Ордена подо льдом. Однако, когда разбили русское войско монголы в битве на реке Калке - это конечно плохо. Для монголов соответственно хорошо. А если где-то во вселенной вспышка сверхновой произвела колоссальный взрыв и нанесла огромные разрушения, возможно даже уничтожив какую-то жизнь - это вообще ерунда, о чем можно не беспокоиться. Слишком далеко и маловероятно. Хорошо-плохо - это дуальное восприятие, черно-белое. И пока человек так мыслит, он словно собака видит мир черно-белым. Безоценочное восприятие хорошо тем, что оно позволяет выйти за границы дуального ума.

Нет не всё так просто. Есть поступки хорошие или плохие. Поэтому один и тот же человек может быть разным в зависимости от поступков. Потом, что такое хорошо и что такое плохо тоже определяется по разному. Зависит от той среды в которой человек существует. Что хорошо для одного, то не очень для другого. Ребёнок тоже меняется взрослея, разочаровываясь в своих установках. Надо уметь прощать и любить себя и окружающих.